G.R.O.B. SPN Utility Jet

G.R.O.B. SPN Utility Jet

Начнем с фюзеляжа. Он имеет обтекаемую веретенообразную форму, что позволило без ущерба для аэродинамики организовать внутри салон, самый просторный среди всех легких джетов.

Форма поперечного сечения фюзеляжа тоже довольно своеобразна: фюзеляж расширен в верхней части, что дает простор именно там, где он нужен пассажиру — в районе головы. Цельнометаллическим самолетам, сечение фюзеляжей которых из технологических соображений стремится к цилиндру, такая хитрость недоступна. Еще одной фирменной особенностью стала очень большая дверь, удобная не только для посадки и высадки пассажиров, но и для работы с грузами.

Последнее особенно важно, потому что SPn Utility Jet позиционируется как грузопассажирская машина с модульным салоном, который можно за считанные минуты превратить из уютного «дабл-клаба» (два мини-салона по четыре кресла лицом к лицу) в грузовой отсек. А для этого нужно быстро вынести из пассажирской кабины кресла, шкафчики и санузел. В узкую дверь без лома не пролезет.

Крыло у Utility Jet тоже очень интересное — большой площади, с эффективным профилем и выдвижными щитками-закрылками (закрылки Фаулера). GROB Aerospace изрядно поработала в свое время с планерами и высотными самолетами, для которых совершенство профиля крыла — поистине путевка в жизнь. Этот-то опыт и пригодился при создании крыла для реактивной машины — в результате она оказалась способна к крейсерскому полету с неплохой скоростью в сочетании с рекордно малыми в своем классе скоростями взлета и посадки.

Главное достижение SPn Utility Jet — его способность обходиться короткими взлетно-посадочными полосами, не блещущими гладкостью покрытия. Ключи к успеху: хорошее крыло, прочное энергоемкое шасси, большие колеса с пневматиками низкого давления и мощные турбовентиляторные двигатели Williams FJ-44-3A тягой по 1200 кг, а в итоге — потребная длина ВПП даже при взлете с полной массой не более 900 м и скороподъемность до 22 м/с. Многие турбовинтовые самолеты могут только мечтать о таком лихачестве.

Читайте также:  Learjet 60

Впрочем, крейсерская скорость (480–500 км/ч, максимальная — 750) могла бы быть и выше при таких-то двигателях, но создатели самолета сделали крыло не только большим, но и довольно толстым, чтобы в топливных отсеках уместились две тонны керосина. Отсюда дальность полета до 3400 км (с восемью пассажирами — 3093 км), что позволяет слетать из Мюнхена в Рейкьявик, Каир или даже нашу Пермь. Так далеко не летает ни один реактивный «восьмиместник».

В GROB Aerospace также утверждают, что SPn Utility Jet имеет непревзойденную в своем классе весовую отдачу — отношение полезной нагрузки к взлетной массе (один из классических критериев совершенства летательного аппарата). Что ж, композитная конструкция действительно дает такое преимущество, благодаря чему и удаются относительно безболезненно выкрутасы с укороченной посадкой и грузопассажирским назначением.

Характеристики:

  • крейсерская скорость: 754 кмч
  • максимальная дальность: 3334 км
  • максимальнный взлетный вес: 6300 кг
  • марка двигателей: 2 x Williams FADEC

Размер самолета:

  • размах крыльев: 14.86 м
  • длина: 14.81 м
  • высота: 5.12 м

Габариты кабины:

  • длина салона: 5.1 м
  • ширина салона: 1.52 м
  • высота салона: 1.64 м
  • количество пассажиров: до 8