Вторичный рынок: хороших джетов нет

Консалтинговая компания JETNET опубликовала отчет о состоянии вторичного рынка деловых самолетов и вертолетов в декабре и за весь 2018 год. Большинство сегментов рынка демонстрирует меньшие запасы воздушных судов на вторичном рынке при сравнении 2018 года с 2017, за исключением поршневых вертолетов. Кроме того, в 2018 году было зафиксировано меньше сделок купли-продажи по сравнению с 2017 годом, за исключением сегментов бизнес-джетов и поршневых самолетов, где количество сделок выросло на 2,1% и 19% соответственно.

Относительное количество выставленных на продажу воздушных судов во всех сегментах рынка, за исключением поршневых вертолетов и коммерческих турбопропов, при сравнении декабря 2018 с декабрем 2017 было ниже, причем процентное соотношение бизнес-джетов и поршневых самолетов снизилось больше всего (на 0,9% и 0,8% соответственно).

По всем сегментам вторичного рынка эксперты JETNET зафиксировали 9198 полных сделок купли-продажи в 2018 году, что на 917 или на 9% меньше, чем в 2017 году (10111). Интересно отметить, что в 2018 году по сравнению с 2017 количество сделок в сегменте коммерческих авиалайнеров (включая переоборудованные в VIP) уменьшилось на 710, или на 28,9%. В 2018 году количество сделок в сегменте бизнес-джетов составило 2809. На долю этих двух сегментов пришлось половина всех сделок в 2018 г.

 

Все сегменты воздушных судов показали в 2018 году в среднем меньшее время экспозиции (-23 дня), за исключением газотурбинных вертолетов, которые продавались на 58 дней дольше.

Поскольку вторичный рынок бизнес-джетов, наконец, преодолел порог в 10% выставленных на продажу самолетов, сейчас наступает переходный период, когда рынок становиться «рынком продавца». Сегодня количество доступных самолетов продолжает сокращаться, и все же многие модели демонстрируют слабые цены, что вызвано уменьшением остаточной стоимости. Тем не менее, запасы бизнес-джетов на вторичном рынке неуклонно снижались с рекордного уровня в июле 2009 года (2938) до 1974 самолетов в декабре 2018 года. Объем выставленного на продажу парка относительно количества эксплуатируемых самолетов упало с 17,7% в июле 2009 до 9,0% в настоящее время. Эксперты надеются, что в 2019 году запасы продолжат снижаться, что может привести к повышению цен.

Читайте также:  Филиппинский PhilJets присоединился к Luxaviation Helicopters Charter

 

Большинство дилеров и брокеров по продаже бизнес-джетов сегодня говорят, что хорошие джеты, которые были на рынке еще несколько лет назад, стало сложно найти. Мудрый совет для покупателей – действовать сейчас. Предположение «просто подождать несколько месяцев, и цена упадет» может не сбыться, поскольку сейчас продолжает действовать рынок продавца.

Дальнейший анализ 2018 года показывает смешанные результаты сделок купли-продажи. Из семи сегментов, изучаемых экспертами, два показали в 2018 году рост по сравнению по 2017 годом (бизнес-джеты (2,1%) и поршневые самолеты (19%)). В остальных пяти сегментах уменьшилось количество транзакций, причем коммерческие авиалайнеры показали самое большое падение (-28,9%) в 2018 году по сравнению с 2017 годом.

JETNET акцентирует внимание на двух моментах:

  • В возрастной группе бизнес-джетов от 0 до 10 лет количество транзакций сократилось на 128 сделок, или на 16%. Большинство брокеров объясняет сокращение продаж на 16% в 2018 году не столько снижением спроса, сколько нехваткой самолетов для взыскательного покупателя.
  • На возрастные группы от 0 до 10 лет (24%) и от 11 до 20 лет (42%) приходилось 66% от общего количества в 2809 сделок на вторичном рынке, совершенных в 2018 году.

 

С декабря 2011 года количество сделок с бизнес-джетами неуклонно увеличивалось до 2014 года, с 2134 до 2610. В 2015 году последовало выравнивание, а в 2016 году – разнонаправленная динамика (было закрыто около 2600 сделок). Сначала произошло увеличение до 2720, за которым последовало падение до 2514 транзакций в декабре 2016 года. С этого момента сегмент рынка подержанных бизнес-джетов продемонстрировал резкое восстановление до декабря 2018 года (2809 сделок).

 

Восстановление в деловой авиации в период после рецессии было неоднозначным со слабыми общими ценами на самолеты, которые продолжают оставаться нестабильными. Теперь, когда наступил 2019 год, эксперты надеются, что вторичный рынок США, наряду с улучшением мировой экономики, будет стимулировать покупки новых самолетов. На данный момент вторичный рынок находится на стороне продавца, при этом уровень запасов самолетов, выставленных на продажу, составляет 9,0%.